Итак...
Обычная япономать или суета вокруг да около Фрая...
{ПЖК написан комментируемый текст, остальным - комментарии}
Компетентный человек – это тот, кто
заблудился по всем правилам.
Поль Валери
Особое интерес у поклонников творчества Макса Фрая вызывает
не столько критика положительная, сколько отрицательная, что понятно и где-то
даже естественно: если тебе этот писатель нравится, то своего собрата-поклонника
ты легко поймешь, а вот что движет теми, кто этого писателя на дух не переносит?
Оказывается, движет ими многое, и пишут они об этом широко и цветисто. Эта
рубрика – небольшой обзор критических статей, посвященных творчеству МФ.
Попробуем выяснить, кто и за что не любит Фрая.
Почему-то основная убойная доза критики достается нам, читателям:
то мы "российские читатели" без особых извилин (см. комментарий к первой
статье), то, подобно подросткам и домохозяйкам, идем на поводу у своих комплексов,
а то и вообще преклоняемся перед образом "неуязвимых подонков". Вообще-то
хороший литературный критик никогда не позволяет себе комментировать аудиторию
писателя, которого он критикует, исходя из того, что творчество писателя
он знает, а вот его поклонников – вряд ли. Так то хороший, а пока – "мы
имеем то… то… то… а нас имеют там… там… там…". От того особенно грустно
и обидно – ведь никто из вышеупомянутых критиков не провел массированный
опрос, не спросил у читателей, а что им, собственно, так нравится в книгах
Фрая, не учел погрешность выборки и прочих социологических сложностей… Или,
как первооткрыватели, все испытывали на себе и писали с себя? Вот смеху-то,
если это правда! * И все, как один, упирают на факт примитивизма автора
и его последователей. Логики в этом нет, зато есть повод для наезда. Не
волнуйтесь. Ни нам, ни Фраю это не грозит. И закономерный в общем-то вопрос
"А судьи кто?" здесь совершенно не к месту. Ибо судьи – это особые люди
с особыми моральными устоями и особой же компетенцией. Моральных устоев
я пока не наблюдаю, а компетенция… такой компетенции людям предвзятым никогда
не дадут. Критик – это интересная фигура на шахматной доске большой литературы.
Ему кажется, что он – ферзь. Этакая мистическая черная королева, которая
может одним прыжком перемахнуть через все поле, чтобы забрать голову короля.
Король уязвим. Критики – особенно критики-непрофессионалы – тешат себя мыслью,
что они-то точно неуязвимы. Ан нет. Писатель открыт для критики. Критик
открыт для общественного мнения. И это еще вопрос, что в данном случае хуже.
Так что придется обойтись без мантии и парика, хотя кому-то эти милые атрибуты
средневекового судилища были так дороги… Тем более что на суд общественности
выносится не очередной роман очередного бедолаги. Нет, я предлагаю совершенно
особенное чтиво: критических статьи на творчество Макса Фрая. Читать подано!
"В начале было слово. Писатель, даже не верящий ни в Бога, ни в черта,
ни в существование нашего с вами мира, никогда не усомнится в этом постулате.
Критик объяснит вам, что в начале был комментарий. Плохой критик, возможно,
промолчит о своей уверенности в том, что в начале была мораль, но зато немедленно
вам ее прочет. И вы можете резать его ножом и варить в масле, но остановить
его вы не в силах. Он обречен вечно рыть землю в поисках этой морали, вытаптывая
красивейшие цветы и заваливая породой самородное серебро".
Д. Черская
"ЭТОТ ЖЕЛЯЗНЫ"
СТАТЬЯ
№1
Очень кратко и лаконично, минимум аргументов и максимум ошибок.
Сразу видно, что автор никогда не был литкритиком – эти товарищи подстраховываются
получше. Невзирая на энное количество юридических огрехов, эта коротенькая
статья оставила после себя наилучшие впечатления. Хочется посоветовать автору
читать классиков (Гражданский Кодекс) и не брать дурного примера со своих
виртуальных коллег.
Макс
Фрай: Город-мечта с японским названием
"Фрай вызывает у меня острую идиосинкразию"
Ник Перумов
"Макс Фрай в каждой книге что-то не договаривает, не оправдывает
надежд... Но я почему-то все равно буду покупать каждую его книгу"
Вера Камша
"Мы сделали революцию с недостаточно развитым народом"
В.И. Ленин
Разумеется, к этой цитате из Ильича можно прибавить пару-тройку народных
выражений. Типа "Не ту страну назвали Гондурасом". Или что-нибудь похлеще.
Нет, я не имею в виду чье-то психическое здоровье или умственные способности,
упаси Бог. Речь идет о – всего-навсего – правовой культуре нашего многострадального
народа. О ней, родимой, и беспокоился Владимир Ильич. А его многочисленные
внуки, которыми он обзавелся при полном отсутствии детей нет-нет да и прихромают
на эдакую "правовую" ногу. Честно говоря, я разочарована. Как юрист – явной…
хм… неосведомленностью отдельных авторов Интернет-изданий о природе их легкомысленных
высказываний. Как журналист – отсутствием профессиональной этики. Ладно,
речь идет вовсе не о г-не Перумове. Ну, взрослый человек, имеющий опыт литераторства
и определенный авторитет, позволяет себе высказывания, которые я себе позволить
не смогу. Вопрос культуры и воспитания, наконец. Может, книги Фрая действительно
доводят его до такого плачевного состояния. Может, у него даже есть подтверждения
этого (справка врача, заключение экспертизы?!?). Скажу откровенно – никогда
раньше впечатление о человеке у меня не было так испорчено одной фразой.
Особое беспокойство при этом вызывает состояние здоровья – приступов больше
не было? Если, тьфу-тьфу-тьфу, у МФ выйдет новая книга, вы… это… лучше сразу
к доктору. Хотя это не лечится, в принципе… идиосинкразия – это генетическая
патология. Ладно, будем считать, что г-н Ник Перумов М. Фрая не выносит…
генетически? патологически? :-)
Но ведь речь не о нем. И даже не о том, нравится кому-то Фрай
или не нравится. Речь идет, господа, об уровне моральной и правовой культуры
и о том, как в одной короткой статье можно поместить максимальное количество
грубых ошибок, граничащих с оскорблением. Будем загибать пальцы?
За пять лет до наступления нового столетия в книжных магазинах
появилась книга никому не известного писателя Макса Фрая. Очень обычная,
с громкими лозунгами про снятие шляпы самого Спрэга Де Кампа, она привлекла
внимание читателей. Некоторым она не понравилась, другие ничего напоминающего
литературу, будь то художественную, в книжке не нашли, но МФ получил огромную
известность и популярность. Я тоже не был исключением и, разумеется, купил
ее. К своему удивлению и вящей радости, прочел я "Лабиринт" запоем. 8-)*
Ловкий сплав пародии на фэнтэзи, глупого юмора и всеобщего
обжирательства — все это не заставляло вдумываться, книга оставляла человека
счастливым... И при этом полное отсутствие русского языка, маниакальная
тяга к описанию процедур принятия пищи, стопроцентное преобладание диалогов
над действием... и многочисленные словесные штампы.
Можно загибать. Полное отсутствие русского языка – это уже диффамация
и почти оскорбление. Если бы речь шла о программе партии, пусть их, но ведь
обсуждается именно литературное произведение. Нет, все нормально, если у
автора есть подтверждение этого факта. К примеру, заключение лингвистической
экспертизы. Или если он получил эту информацию от должностного лица, которое
в силу своей профессиональной деятельности может давать такие комментарии.
Это, прежде всего, сотрудник министерства культуры, являющийся государственным
служащим. Э-э-э… "глупый юмор" комментировать даже не хочется… интересно
только, какими критериями пользовался автор при классификации… Факт наличия
словесных штампов также подлежит доказыванию. А вот некоторые правила распространения
информации относительно отдельных лиц и организаций, с моральной точки зрения,
предполагают наличие подтверждений и примеров таких штампов. Все еще загибаем
пальцы?
Российскому читателю книга понравилась, а людям советским,
привыкшим к глубокой философии великих писателей-фантастов, творчество МФ
показалось пощечиной литературе вообще и художественной в частности.
А вот это уже, как говаривал один политик, "такой наезд на наших,
что мама дорогая". Ну хорошо, не нравится автору творчество писателя. И
писатель ему глубоко несимпатичен. Но какое право имеет автор оскорблять
энное количество тех, кому творчество Фрая все же нравится? Поздравляю вас,
незабвенные! Вы – "российские читатели", не отягощенные интеллектом, скудные
способности которого не позволяют вам проникнуться "глубокой философией".
Хм. Признаюсь – я люблю книги Фрая. Не все, но многие. А еще я люблю философию.
Но не ту, которую автор предлагает искать в произведениях великих фантастов,
а такую себе доморощенную – Иммануил Кант с его тремя способами познания,
Гегель с феноменологией духа, Цицерон с его беспощадными дефинициями и,
разумеется, Николо Макиавелли, в должной мере не воспетый последователями.
Мой совет – поищите философию там. В свое время я пережила период увлечения
Желязны. Я и по сей день считаю, что он – великий фантаст. Мне довелось
читать и перечитывать антологию советской фантастики. Так кто я – "советский
человек" или "русский читатель"? И кто дал автору полномочия для того, чтобы
восхищаться "глубокой философией" одних и безосновательно принижать других?
Или нормы морали и этики вчера отменили, а я, как говаривал сам сэр Макс,
просто проспала государственный переворот?
А то, что Макса Фрая отнесли к fantasy-писателям, лишь подтвердило
две вещи: что Максим Фрай, как представитель неуважаемого жанра, изначально
плох и безвкусен... и то, что жанр fantasy, имеющий таких представителей,
литературно недееспособен. Популярность фраевских книг МФоненавистников
только обозлила.
Ой. А это уже оскорбление, то есть высказывание, которое посягает
на честь и достоинство писателя. Или писателей, сколько их там на самом
деле! И опять диффамация, вы знаете, сколько это стоит в суде?! Это вам
не бедных любителей Фрая ругать, это гражданско-правовой деликт. Вообще,
перефразировав американских специалистов, есть большая разница между высказываниями:
"Фрай – плохой человек" и "Фрай – плохой писатель". Второе обходится дороже.
На сегодняшний день свет увидели девять творений, из которых
к Миру Стержня (так Макс Фрай назвал мир вечного города Ехо) не относятся
только две — "Гнезда Химер", "Мой Рагнарёк" плюс "Идеальный Роман", который
является скорее публицистикой. И эти книги (исключая "И.Р."**) переиздавались
два раза в разных обложках, а сейчас я, вроде, даже видел третье издание.
Плюс, наверняка, дополнительные тиражи. Это, согласитесь, свидетельствует
о многом: об упадке жанра, понижении уровня читателей... или — о том, что
у МФ есть какая-то изюминка, заставляющая покупать каждую новую книгу под
лейблом "Макс Фрай", выходящую в свет, но не приносящую туда ничего нового,
кроме, разве что, улучшающейся качественности и слегка увеличивающегося
словарного запаса.
А изюминка в том, что Фрай написал о том, что счастья много
не бывает. Многие любители потрепать языком говорят, что "долго жить — это
скучно", а многие писатели посвящают целые книги тому, что расписывают о
скуке неимоверной какого-нибудь бессмертного существа. Но у Фрая есть такая
замечательная фраза, за которую автору можно простить многое. Смысл фразы
в том, что даже тысячелетия жизни всегда кончаются, а в конце всегда будет
казаться, что все сотни прожитых лет — это нестерпимо мало, настоящее долголетие
может дать лишь бессмертие.
Не читавшим: В принципе, в книгах МФ есть много хороших моментов,
так что если вы хотите посмеяться, почитать на досуге (например, в метро
или в туалете) — то берите. И, быть может, в стане фанатов Фрая прибавится
неофитов.
Просто грубый и непрофессиональный выпад, который оставляет
у читателя весьма тягостное впечатление о досуге автора… Увы.
Раздел подготовил Эвенгар.
***
В качестве заключения следует сказать вот что. Статья по
уровню литературного выполнения скорее хорошая, чем наоборот. Автор честно
пытался подать информацию с разных сторон, другое дело, что это не у всех
и не всегда получается. Налицо желание быть объективным при полном или частичном
неприятии автором творчества М. Фрая. К сожалению, наряду с безусловными
положительными моментами (разносторонность подачи информации, которая всегда
считалась визитной карточкой профессионала, легкость слога и удачное оформление)
в статье присутствуют определенные погрешности, которые являются нарушением
кодекса журналистской этики. Автор, разумеется, может и не причислять себя
к журналистам, а свой сайт – к СМИ. Однако, являясь лицом, которое постоянно
распространяет (тиражирует) в информационном источнике, к которому существует
открытый и неограниченный доступ, информацию критического характера, он
помимо своей воли принимает ответственность за все свои высказывания. В
любом случае, кем бы вы ни были, вы имеете право свободно высказывать свое
мнение, если! только! вдруг! вы не переходите те границы, где заканчивается
ваше право и начинается право другого человека. Помните, что каждый гражданин
и каждая организация, существование которой не противоречит закону, имеет
право требовать в суде опровержения информации, которая не отвечает действительности
и наносит ущерб его чести, достоинству и деловой репутации (в случае с организацией),
если тот, кто распространил информацию, не докажет, что она достоверна.
Оно вам надо – собирать коллегию для специальных экспертиз, искать в произведениях
М. Фрая словесные штампы, доказывать, что он изначально плох… Нет, ну никто
не собирается подавать в суд, и Фраю это не нужно – он вряд ли подозревает
о существовании оной статьи. Но разве не лучше для всех нас, если наши публикации
будут этичны, достоверны и юридически грамотны?
Сделаю оговорку – случай с Фраем имеет свою специфику. Речь
идет о писателе. Или о писателях. В любом случае, "Макс Фрай" – лицо общественное.
Он пишет книги, которые кому-то нравятся, а кому-то – совсем наоборот. В
силу своей профессиональной деятельности он открыт для любой критики. Для
критики, но не для диффамации. Это раз. Но тогда и автор статьи должен признать,
что собственно критика – его профессиональная деятельность или же увлечение.
Это два. И он тоже открыт для общественного мнения. В частности, для автора
этой рубрики, которая не советует ему обижаться, испытывает симпатию к его
стилю, но очень – очень настоятельно! – рекомендует отказаться от выпадов,
которые иначе как оскорбление восприняты быть не могут. Будем лояльны друг
к другу – это лучший способ сосуществования.
Закончить хотелось бы сентенцией с посылкой на того же старого
Канта :-). Он утверждал, что существует три способа познания мира – Вера,
Любовь, Красота. Есть фантасты, создавшие миры, в которые можно поверить.
Есть просто красивые миры. Макс Фрай подарил читателям мир, который многие
– очень многие – смогли полюбить. Это бывает нечасто, и тому есть множество
причин – кровь, насилие, интриги и подлость заслоняют от нас красоту миров,
заставляют переживать вместе с героями и страх, и ненависть, и презрение.
Фрай построил свой сюжет иначе. У него есть то, что Федерико Феллини назвал
"добрым воображением". А это значит, что он уже в какой-то степени неповторим,
а созданный им мир имеет бесспорное право на существование. Ибо, по Канту,
мир, доступный для одного из этих трех способов познания, есть мир, содержащий
Смысл и Жизнь. Нет, далеко не все миры Стругацких могут похвастать таким
качеством. И стоит ли петь оды чьей-то недоказанной философии, которой грош
цена на философском факультете? Стругацкие – писатели. Перумов – писатель.
Фрай – писатель. Священные коровы бывают только в Индии. А "маленьких писателей"
вообще не бывает. Равно как и "маленьких читателей".
Хотя все по существу уже сказано, хотелось бы добавить –
не о Фрае и не по Фраю. Просто так. Мне понравилось! Даже работая в Союзе
Журналистов, редко встретишь человека со здоровым, непредвзятым отношением
к рабочему материалу. Да, автор грубит. Но вслушайтесь, как он грубит! Он
ведь без злости и ненависти, просто по привычке… Лучше бы все так грубили,
ибо от лицемерия уже слегка тошнит. Тут может быть две причины – а) автора
уже так достали все эти писаки и необходимость писать про их творения, а
главное – эти творения еще и читать, что на эмоции сил уже не остается;
и б) автор профессионально относится к своей работе даже без знания ГК.
Лично мне очень нравится вторая часть при включении оптимизма. Пишите, пишите
больше, а мы с удовольствием почитаем. Вы, случаем, не журналист? А похожи…
:-)
Продолжение следует.
Кьярра
Оригинал
находится у Деда Пихто
@настроение: журфак РГУ гореть тебе в аду
И - да, я хочу жить вечно и хочу, чтобы у меня всё получалось, поэтому мне нравится читать книги про персонажа, у которого всё так. Если это не правильно, то тогда я хочу узнать, что есть правильно.